Правовые аспекты бурения скважин

Більше
4 місяців 3 тижнів тому #217 від admin
Правовые аспекты бурения скважин

Проект на бурение скважин,...

Правовые аспекты бурения скважин

Проект на бурение скважин, разрешение на бурение

Правовые аспекты бурения скважинСтатьей 23 Кодекса Украины «О недрах» предусмотрено право землевладельцев и землепользователей на добычу пресных подземных вод и пользования недрами для других целей.


Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых потребностей подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения при условии, что продуктивность водозаборов подземных вод не превышает 300 кубических метров в сутки, и использовать недра для хозяйственных и бытовых потребностей.

Вопреки расхожему мнению, ст. 23 Кодекса Украины о недрах говорит только об отмене обязательного получения специального разрешения на добычу недр (лицензию). Воду можно добывать только лишь из уже пробуренной скважины. Следовательно, к самому процессу сооружения (строительства, бурения и т.д.) данная статья никакого отношения не имеет. Согласно действующему законодательству Украины (Кодекса Украины «Про недра», Закону Украины «Про питьевую воду и питьевое водоснабжение»), землевладельцам и землепользователям (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности) разрешается использовать воды из подземных источников глубиной до 20 м в хозяйственно-питьевых целях без специальных разрешений. Если подземные воды расположены ниже 20 м, данный источник водоснабжения подлежит узакониванию в государственных структурах власти (т.е. необходимо согласовать проект на бурение скважины и получить необходимые разрешения на бурение).

Этапы:

  1. Проектирование скважины.
  2. Согласование проекта.
  3. Получение разрешения на бурение.
  4. Получение разрешения на спецводо-пользование (если нужно).

В зависимости от объекта, на котором будет осуществляться бурение скважины на воду, и по желанию заказчика разрабатывается проектная документация. Разделяют проектную документацию для питьевого водоснабжения и технического водоснабжения. От назначения проектируемой скважины зависит стоимость проекта системы водоснабжения.

Ниже приводится примерный перечень основных документов, необходимых для проектирования:

  • Письмо — заказ на проектирование водозабора.
  • Задание на проектирование водозабора подземных вод.
  • Нормативный расчет водопотребления и водоотвода.
  • Генеральный план территории М 1:500.
  • Ситуативный план. М 1:10 000.
  • Акт выбора, обследования земельного участка для расположения водозаборной скважины.
  • Решение сельского (поселкового, городского) совета о согласовании расположения скважины и разрешении на сбор материалов технической документации места расположения водозаборной скважины.
  • Государственные акты на право владения землей (аренда).
  • Отчет об инженерно-геологических изысканиях, разрезах.

Проект согласовывается (предприятием-проектировщиком/исполнителем работ по бурению) в областной СЭС, КП «Южукргеология», Государственном управлении экологии и природных ресурсов области, ВОДХОЗе.

После того, когда проект согласован, необходимо получить в областной службе экологии разрешение на начало буровых работ (подается заявление, копия проекта).

Если вам необходимо пробурить скважину, придется для начала решить организационные вопросы, такие как привлечение подрядчиков и подготовка пакета документов.

Перечень документации, необходимой для проектирования водозабора подземных вод, с последующим согласованием проекта в инстанциях, предоставляется заказчиком.

Мелкая скважина

Главное и основное достоинство мелкой скважины (равно как и обычного колодца) — на бурение скважины в большинстве случаев не требуется разрешение!

В действующих на сегодняшний день государственных нормативных документах дано довольно расплывчатое определение понятия «мелкая скважина»: источники воды с глубиной залегания песчаного водоносного горизонта до 30 м или более — в зависимости от геодезических нюансов местности. Лишь для бурения ниже 30-метровой отметки может потребоваться дополнительное согласование в надзорных органах с выдачей соответствующего документа.

Достоинства:

  • Почти никогда не нужны разрешительные документы для обустройства мелкой (фильтровой) скважины. А для бурения мелкой скважины чуть ниже 30-метровой отметки (если не затрагиваются водоносные известняковые горизонты глубокого залегания) получить разрешение легко.
  • Место для скважины выбирает владелец дома, исходя из удобства пользования источником (разумеется, после совета со специалистами — чтобы не промахнуться мимо водоносного пласта).
  • Работы по бурению рассчитываются из 1 пог. м. — мелкая скважина дешевле «в производстве».
  • Можно проводить бурение скважины своими руками.

Недостатки:

  • Мелкие скважины не способны обеспечить полноценное автономное водоснабжение большого объекта.
  • Нередко обладают низким дебетом (запас воды в водоносном горизонте).
  • Вода из мелкой скважины может оказаться непригодной для орошения и питья: вода может содержать большое количество солей и вредных примесей.
  • Если применять системы водоочистки и водоподготовки, мелкая скважина оказывается нерентабельной.

Глубокая артезианская скважина

Бурение глубокой скважины «на известняк» с юридической точки зрения — куда более сложный процесс. Глубокие водоносные горизонты составляют государственный стратегический запас воды. Это объясняет жесткий контроль над их использованием.

Для начала будущий владелец артезианской скважины должен нанести визит в местный надзорный орган, ведающий земными недрами. Там рассматривают, в первую очередь, целесообразность бурения, то есть является ли артезианская скважина единственно возможным источником воды. Если есть альтернативные варианты, то в выдаче разрешения может быть отказано.

Затем проверяющие органы оценивают запасы жидкости в данном водоносном горизонте с учетом уже существующих скважин. Владелец дома должен предоставить все сведения о предстоящих работах — точное место расположения скважины, ее глубину и конструкцию, технологию бурения, а также предполагаемый объем выкачиваемой воды. На основании ваших данных специалисты вычисляют, достаточен ли остаточный дебет источника и не отразится ли увеличение водозабора на функционировании экосистемы региона в целом.

Наконец, проверяют, а сможет ли хозяин скважины обеспечить соблюдение жестких санитарных норм. Последние предусматривают создание вокруг оголовка скважины зоны отчуждения радиусом от 15 до 20 м, в зависимости от рельефа местности. Внутри этой зоны запрещается вести строительство, располагать септики и инженерные коммуникации, парковать машины и т.д.

Спецводопользование

Несколько слов о разрешении на спецводопользование (СВП).

Статьей 323 Налогового Кодекса Украины предусмотрен сбор за специальное использование воды. Согласно этой статье, плательщиками сбора являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица–предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и / или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. Таким образом, данный сбор взимается со всех лиц и организаций, имеющих разрешение на СВП (кроме исключений, предусмотренных п 324.4. ст. 324 НК).

Забор воды из водных объектов, использование и сброс загрязняющих веществ в водные объекты без наличия разрешения СВП классифицируется как самовольное использование водных объектов и тянет за собой административную или криминальную ответственность согласно законодательству Украины (Водный Кодекс Украины (ст.110)). В связи с принятием Налогового кодекса Украины, нормы относительно администрирования сбора за специальное использование воды (раздел XVI «Сбор за специальное использование воды» Кодекса) несколько изменились.

С 1 января 2011 года и по нынешнее время сбор за специальное использование воды не взимается за воду, которая используется для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения (совокупности людей, которые находятся на данной территории в тот или другой период времени, независимо от характера и длительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков). Таким образом, все юридические лица и физические лица–предприниматели должны платить сбор за специальное использование воды.

Исключение составляют сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на фиксированном сельскохозяйственном налоге (согласно ст.307.1.пункт В). Таким образом, разрешение на СВП также и является определяющим документом в вопросах об уплате государственного сбора за специальное устройство воды. Процедура оформления разрешения на спецводопользование через теперь действующий «Центр разрешительных процедур «Единый разрешительный офис» такова.

В перечень основных документов, подающихся на получение разрешения, входит:

  • ходатайство для оформления разрешения на спецводопользование;
  • заявление;
  • расчет норм водопотребления и водоотведения;
  • выписка из ЕГР;
  • согласование разрешения на спецводопользование с соотв. службами.

Кроме документов, подаваемых через «Единый центр», Госуправление охраны окружающей природной среды, согласно Закону Украины «О защите окружающей среды», может затребовать документы дополнительно, а именно:

  • паспорт скважины;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю, на которой находится скважина (копия договора аренды, купли-продажи);
  • схему сетей водоснабжения и водоотведения;
  • копию договора на утилизацию жидких отходов;
  • копию паспорта счетчика воды;
  • копию отчета по форме 7ГР (при продлении СВП), отчет производится перед службами геологии;
  • копию отчета по форме 2ТП (при продлении СВП), отчет производится перед службами «Водхоз», в случае если потребление воды составляет более 50 куб.м/сутки;
  • отчет о проведенных охранных мероприятиях по скважине (при продлении СВП);
  • копию акта проверки предприятия экологической инспекцией, если такового нет, придется провести внеплановую проверку;
  • копию химического анализа воды.

Разрешение на спецводопользование выдаётся на три года, после чего требуется его продление. Штраф за отсутствие разрешения на СВП накладывается службой экологической инспекции в стократном размере от количества использованной воды.

По материалам консультации
ООО "Укр-Консалтинг Групп
"

Будь-ласка, Увійти або Реєстрація, щоб приєднатись до розмови.

Час відкриття сторінки: 0.194 секунд
Працює на Форум