Рейтинг користувача: 0 / 5

Неактивна зіркаНеактивна зіркаНеактивна зіркаНеактивна зіркаНеактивна зірка
 

Правовые аспекты бурения скважин

Проект на бурение скважин, разрешение на бурение

Правовые аспекты бурения скважинСтатьей 23 Кодекса Украины «О недрах» предусмотрено право землевладельцев и землепользователей на добычу пресных подземных вод и пользования недрами для других целей.

Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых потребностей подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения при условии, что продуктивность водозаборов подземных вод не превышает 300 кубических метров в сутки, и использовать недра для хозяйственных и бытовых потребностей.

Вопреки расхожему мнению, ст. 23 Кодекса Украины о недрах говорит только об отмене обязательного получения специального разрешения на добычу недр (лицензию). Воду можно добывать только лишь из уже пробуренной скважины. Следовательно, к самому процессу сооружения (строительства, бурения и т.д.) данная статья никакого отношения не имеет. Согласно действующему законодательству Украины (Кодекса Украины «Про недра», Закону Украины «Про питьевую воду и питьевое водоснабжение»), землевладельцам и землепользователям (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности) разрешается использовать воды из подземных источников глубиной до 20 м в хозяйственно-питьевых целях без специальных разрешений. Если подземные воды расположены ниже 20 м, данный источник водоснабжения подлежит узакониванию в государственных структурах власти (т.е. необходимо согласовать проект на бурение скважины и получить необходимые разрешения на бурение).

Этапы:

  1. Проектирование скважины.
  2. Согласование проекта.
  3. Получение разрешения на бурение.
  4. Получение разрешения на спецводо-пользование (если нужно).

В зависимости от объекта, на котором будет осуществляться бурение скважины на воду, и по желанию заказчика разрабатывается проектная документация. Разделяют проектную документацию для питьевого водоснабжения и технического водоснабжения. От назначения проектируемой скважины зависит стоимость проекта системы водоснабжения.

Ниже приводится примерный перечень основных документов, необходимых для проектирования:

  • Письмо — заказ на проектирование водозабора.
  • Задание на проектирование водозабора подземных вод.
  • Нормативный расчет водопотребления и водоотвода.
  • Генеральный план территории М 1:500.
  • Ситуативный план. М 1:10 000.
  • Акт выбора, обследования земельного участка для расположения водозаборной скважины.
  • Решение сельского (поселкового, городского) совета о согласовании расположения скважины и разрешении на сбор материалов технической документации места расположения водозаборной скважины.
  • Государственные акты на право владения землей (аренда).
  • Отчет об инженерно-геологических изысканиях, разрезах.

Проект согласовывается (предприятием-проектировщиком/исполнителем работ по бурению) в областной СЭС, КП «Южукргеология», Государственном управлении экологии и природных ресурсов области, ВОДХОЗе.

После того, когда проект согласован, необходимо получить в областной службе экологии разрешение на начало буровых работ (подается заявление, копия проекта).

Если вам необходимо пробурить скважину, придется для начала решить организационные вопросы, такие как привлечение подрядчиков и подготовка пакета документов.

Перечень документации, необходимой для проектирования водозабора подземных вод, с последующим согласованием проекта в инстанциях, предоставляется заказчиком.

Мелкая скважина

Главное и основное достоинство мелкой скважины (равно как и обычного колодца) — на бурение скважины в большинстве случаев не требуется разрешение!

В действующих на сегодняшний день государственных нормативных документах дано довольно расплывчатое определение понятия «мелкая скважина»: источники воды с глубиной залегания песчаного водоносного горизонта до 30 м или более — в зависимости от геодезических нюансов местности. Лишь для бурения ниже 30-метровой отметки может потребоваться дополнительное согласование в надзорных органах с выдачей соответствующего документа.

Достоинства:

  • Почти никогда не нужны разрешительные документы для обустройства мелкой (фильтровой) скважины. А для бурения мелкой скважины чуть ниже 30-метровой отметки (если не затрагиваются водоносные известняковые горизонты глубокого залегания) получить разрешение легко.
  • Место для скважины выбирает владелец дома, исходя из удобства пользования источником (разумеется, после совета со специалистами — чтобы не промахнуться мимо водоносного пласта).
  • Работы по бурению рассчитываются из 1 пог. м. — мелкая скважина дешевле «в производстве».
  • Можно проводить бурение скважины своими руками.

Недостатки:

  • Мелкие скважины не способны обеспечить полноценное автономное водоснабжение большого объекта.
  • Нередко обладают низким дебетом (запас воды в водоносном горизонте).
  • Вода из мелкой скважины может оказаться непригодной для орошения и питья: вода может содержать большое количество солей и вредных примесей.
  • Если применять системы водоочистки и водоподготовки, мелкая скважина оказывается нерентабельной.

Глубокая артезианская скважина

Бурение глубокой скважины «на известняк» с юридической точки зрения — куда более сложный процесс. Глубокие водоносные горизонты составляют государственный стратегический запас воды. Это объясняет жесткий контроль над их использованием.

Для начала будущий владелец артезианской скважины должен нанести визит в местный надзорный орган, ведающий земными недрами. Там рассматривают, в первую очередь, целесообразность бурения, то есть является ли артезианская скважина единственно возможным источником воды. Если есть альтернативные варианты, то в выдаче разрешения может быть отказано.

Затем проверяющие органы оценивают запасы жидкости в данном водоносном горизонте с учетом уже существующих скважин. Владелец дома должен предоставить все сведения о предстоящих работах — точное место расположения скважины, ее глубину и конструкцию, технологию бурения, а также предполагаемый объем выкачиваемой воды. На основании ваших данных специалисты вычисляют, достаточен ли остаточный дебет источника и не отразится ли увеличение водозабора на функционировании экосистемы региона в целом.

Наконец, проверяют, а сможет ли хозяин скважины обеспечить соблюдение жестких санитарных норм. Последние предусматривают создание вокруг оголовка скважины зоны отчуждения радиусом от 15 до 20 м, в зависимости от рельефа местности. Внутри этой зоны запрещается вести строительство, располагать септики и инженерные коммуникации, парковать машины и т.д.

Спецводопользование

Несколько слов о разрешении на спецводопользование (СВП).

Статьей 323 Налогового Кодекса Украины предусмотрен сбор за специальное использование воды. Согласно этой статье, плательщиками сбора являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица–предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и / или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. Таким образом, данный сбор взимается со всех лиц и организаций, имеющих разрешение на СВП (кроме исключений, предусмотренных п 324.4. ст. 324 НК).

Забор воды из водных объектов, использование и сброс загрязняющих веществ в водные объекты без наличия разрешения СВП классифицируется как самовольное использование водных объектов и тянет за собой административную или криминальную ответственность согласно законодательству Украины (Водный Кодекс Украины (ст.110)). В связи с принятием Налогового кодекса Украины, нормы относительно администрирования сбора за специальное использование воды (раздел XVI «Сбор за специальное использование воды» Кодекса) несколько изменились.

С 1 января 2011 года и по нынешнее время сбор за специальное использование воды не взимается за воду, которая используется для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения (совокупности людей, которые находятся на данной территории в тот или другой период времени, независимо от характера и длительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков). Таким образом, все юридические лица и физические лица–предприниматели должны платить сбор за специальное использование воды.

Исключение составляют сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на фиксированном сельскохозяйственном налоге (согласно ст.307.1.пункт В). Таким образом, разрешение на СВП также и является определяющим документом в вопросах об уплате государственного сбора за специальное устройство воды. Процедура оформления разрешения на спецводопользование через теперь действующий «Центр разрешительных процедур «Единый разрешительный офис» такова.

В перечень основных документов, подающихся на получение разрешения, входит:

  • ходатайство для оформления разрешения на спецводопользование;
  • заявление;
  • расчет норм водопотребления и водоотведения;
  • выписка из ЕГР;
  • согласование разрешения на спецводопользование с соотв. службами.

Кроме документов, подаваемых через «Единый центр», Госуправление охраны окружающей природной среды, согласно Закону Украины «О защите окружающей среды», может затребовать документы дополнительно, а именно:

  • паспорт скважины;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю, на которой находится скважина (копия договора аренды, купли-продажи);
  • схему сетей водоснабжения и водоотведения;
  • копию договора на утилизацию жидких отходов;
  • копию паспорта счетчика воды;
  • копию отчета по форме 7ГР (при продлении СВП), отчет производится перед службами геологии;
  • копию отчета по форме 2ТП (при продлении СВП), отчет производится перед службами «Водхоз», в случае если потребление воды составляет более 50 куб.м/сутки;
  • отчет о проведенных охранных мероприятиях по скважине (при продлении СВП);
  • копию акта проверки предприятия экологической инспекцией, если такового нет, придется провести внеплановую проверку;
  • копию химического анализа воды.

Разрешение на спецводопользование выдаётся на три года, после чего требуется его продление. Штраф за отсутствие разрешения на СВП накладывается службой экологической инспекции в стократном размере от количества использованной воды.

По материалам консультации
ООО "Укр-Консалтинг Групп
"

Увійдіть, щоб коментувати